СТАРИННОЕ КЛАДБИЩЕ В ИТАЛЬЯНСКИХ АЛЬПАХ
По мнению ученого, независимо от национальности и культуры, это отношение в основном одинаковое. К умершим относятся с уважением, заботятся о местах их захоронения и бережно хранят память о них. Также принято различать близких и дальних родственников, друзей и знакомых. О могилах первых заботятся, состояние вторых уже не так важно, и со временем о них забывают...
Слушая, я вспомнил прошедшее лето. Мы много путешествовали по итальянским Альпам. Я всегда с интересом хожу на близлежащие кладбища. Много могилы говорят не только о бывших, но и о современных обитателях. На этот раз мое внимание привлек некрополь в небольшой деревне. Это было типичное деревенское кладбище, расположенное у подножия гор. Он находился в центре села. Его ни в коем случае не бросили, о нем нежно заботились. Перед входом был установлен обелиск в память о погибших в Первой мировой войне. Рядом с именами были медальоны с их изображениями. Время существенно повлияло на их состояние. Они потускнели, лица некоторых фигур расплылись. Однако они все еще были видны и невидящими глазами смотрели на деревню, которую покинули сто лет назад на пути к Великой войне. Эти изображения свидетельствовали о том, что родственники нуждаются в том, чтобы не только чтить память павших, но и чтобы их изображение сопровождало мимо проходящих прохожих на протяжении многих поколений.
На самом кладбище много семейных захоронений. На них также ставили фотомедальоны. Они были в несколько лучшем состоянии. Глядя на них, можно было увидеть разные поколения, похороненные в одной гробнице. Несомненно, эти изображения сохранились. Следующие поколения почувствовали необходимость взглянуть в суровые лица неизвестных прабабушек и дедушек. Мне очень понравилось такое отношение к родственникам. Каждый из них даже после смерти так или иначе сохранил свою индивидуальность, ведь его лицо сохранилось в фарфоре.
Визит к фотографу был инвестицией в будущее, в «жизнь за жизнью». Сочетание имени и фамилии с изображением покойного произвело большое впечатление на многие десятилетия после смерти изображаемого. Самые старые медальоны на этом небольшом деревенском кладбище относятся к рубежу XIX и XX веков. Это было время бурного развития частной фотографии. Семьям пришлось потратиться на то, чтобы сделать снимок и превратить его в фарфоровый медальон.
Для историка это интересный материал для исследования. Часто это единственные сохранившиеся изображения мертвых. Их бумажные оригиналы часто не существуют. Члены семьи сделали так, потому что именно так они хотели помнить умерших. На основе этого можно создать интересную галерею персонажей. На каждом из медальонов также можно было увидеть одежду, характерную для той эпохи. Способ одежды, украшения, которые носили умершие во времени, могут быть использованы для дальнейших размышлений.
Кажется, что по медальонам (по крайней мере, самым старым) можно еще кое-что сказать о достатке и положении данной семьи. Не каждый мог себе позволить сделать снимок, не говоря уже о том, чтобы сделать медальон, не говоря уже о каменном или чугунном надгробии. Мое внимание привлекла еще одна вещь. Подобные фотомедальоны можно найти и на почти что всех белорусских кладбищах. Когда-то они были в моде, сейчас их редко можно увидеть. Иногда изображения умерших выгравированы прямо на камне.
Они должны были - подобно медальонам - записывать образ мертвых для потомков. Такое погребальное искусство пользовалось большой популярностью и пользуется ею до сих пор. Авторы изображений, конечно же, не забывают о рядах орденов от ветеранов очередной войны ...
Каждая из этих форм - это попытка ослабить окончательный конец, которым является смерть. Это также попытка сохранить обособленность, неповторимость умершего, видимым и основным признаком которого является наше лицо. Это не инновации, мы практикуем это, по крайней мере, со времен фараонов. Мы постоянно стремимся сохранить «во веки веков» память об умерших и их жизнях, надеясь, что кто-то позаботится о нас таким образом. В настоящее время новые возможности для этого открывают места в сети и виртуальной памяти. Щелчок - и загорается свеча. Второй щелчок - и вы можете быть уверены, что «non omnis moriar» (при условии, что мы соберем нужное количество «лайков»).