Первое, о чем надо вспомнить - это о своей прописке. Ведь в Беларуси до сих пор школьное образование построено на принципе региональности. Это означает, что ребенок, достигший школьного возраста, немедленно назначается в школу, которая находится в его родном районе (учитывается адрес прописки, а не места жительства ребенка). И вне зависимости от заполненности образовательного учреждения, вашего ребенка обязаны принять по месту прописки.

Пришло время выбрать школу

Конечно, родители могут также зарегистрировать ребенка в школу за пределами своего родного района. Будет ли ребенок принят, обычно зависит от наличия свободных мест. Иногда, когда в школе очень многолюдно, родители даже решают зарегистрировать ребенка за несколько лет до поступления в первый класс, чтобы директор школы мечты не мог отказаться принять детей. Особенно это актуально в гимназиях, роль которых в Беларуси исполняют средние школы с усиленным обучением в какой-либо сфере (например, это может быть английский или немецкий язык, программирование и математика и т.д.). 

В некоторых городах набор первоклашек осуществляется с помощью электронной системы. Это сделано для того, чтобы предотвратить одновременное зачисление ребенка во многие школы (блокируя возможность ввода одних и тех же данных в разных учреждениях). Теоретически ребенок должен быть зачислен в одну начальную школу. Но на практике родители часто отправляют заявку нескольким заведениям, особенно когда чадо во многих заведениях находится в резервных списках без гарантии зачисления.

Конечно, вы также можете записать своего ребенка в частную школу, за которую вы должны заплатить. Мнения о том, какие школы лучше, очень разные, и стоит помнить, что не существует идеальной начальной школы для каждого ученика - то, что является плюсом для одного, может быть минусом для другого. Поэтому, анализируя данную школу, вы всегда должны думать об этом с точки зрения конкретного ребенка - его темперамента и индивидуальных особенностей.

На что стоит обратить внимание при выборе школы для своего ребенка?

1. РАСПОЛОЖЕНИЕ

Помните, что с нового учебного года у вас больше не будет такой свободы как сейчас, когда дело доходит до приведения ребенка в класс. Ведь это обязательная программа и не пойти в школу без веских обстоятельств ребенок не может. Вы не должны были быть в определенное время в детском саду. В школе будет по-другому. Поэтому начальная школа рядом с вашим рабочим местом является хорошим выбором. При условии, что уроки и ваш день в компании начинаются примерно в одно и то же время. 

Но если бабушка или няня позаботятся о том, чтобы сопровождать или забирать ребенка, лучше выбрать школу как можно ближе к вашему дому или школу, до которой легко добраться на общественном транспорте. Выбор объекта, находящегося очень далеко от места проживания и работы, очень рискован - поездка на работу занимает много времени и утомительна, в том числе и для ребенка.

2. РАЗМЕР ШКОЛЫ

Чаще всего школа, расположенная в большом здании, имеет лучшие спортивные сооружения и больше комнат, которые можно использовать для различных внеклассных мероприятий. Чем меньше школа, тем легче ребенку акклиматизироваться. Также это дает ему чувство безопасности. В маленькой школе классы, как правило, менее многочисленны, и учителя могут узнать всех учеников, увидеть потенциальные проблемы и быстрее их решить.

3. СОВМЕСТНАЯ ИЛИ РАЗДЕЛЬНАЯ УЧЕБА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Если ребенок стеснительный и любит покой, то лучше выбрать учреждение только с нулевыми и начальными классами. Порой даже контакты с учениками младших классов средней школы могут быть опасны для детей младшего возраста по разным причинам, поэтому при отправке ребенка в школу необходимо выяснить, насколько часто он будет общаться с детьми разного возраста.

В Беларуси иногда можно встретить первые классы, размещенные отдельно от зданий средних школ. К примеру, это могут быть здания детских садиков. При этом общение детсадовцев и первоклашек  в них также ограничено.

С другой стороны, если у ребенка есть старшие братья и сестры, он легко общается с другими детьми, толпа и шум в школе не являются для него проблемой - обычная средняя школа не должна быть плохим выбором. 

4. ОТЗЫВЫ И РЕЙТИНГИ

Иногда вы можете проверить, как ученики данной школы проходили тесты в четвертых, восьмых и одиннадцатых классах (это возможно только в некоторых школах Беларуси). Для некоторых родителей это один из важнейших показателей. И вы, конечно, можете сделать из этого выводы, например, когда речь идет о подходе учителей, реализации школьной программы.

Это важно даже в контексте поступления в ВУЗ в будущем. Однако, конечно, эти тесты не следует переоценивать и рассматривать как окончательный показатель уровня образования в данной школе. Стоит также помнить, что не для каждого ребенка школа, занимающая высокое место в рейтинге и способная оказать сильное давление на учащихся и стимулировать гонку за оценками, является хорошим местом.

Чтобы подготовить своего ребенка к учебе в школе с серьезным уровнем обучения, крайне желательно за несколько лет до школы посещать специальные центра развития ребенка. Там ваше чадо научат читать, считать, решать логические задачи и даже понимать простые английские слова и выражения. К примеру, по всей Беларуси действует сеть "Смартум", о которой более подробно вы можете прочитать на сайте этого центра развития ребенка.

Также не забудьте про отзывы в Интернете. Порой, отзывы простых родителей обычных учеников могут рассказать о школе больше, чем ее сотрудники. В Беларуси достаточно много независимых интернет-сайтов, на которых родители обмениваются мнениями. Возможно, это окончательно убедит вас в вашем выборе или наоборот, позволит принять правильное решение об отказе.

5. СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Проверьте размер школьной площадки и физкультурного зала. В некоторых школах ученики практикуют даже в коридорах - это решение не самое лучшее, особенно для детей, которым нужно много двигаться и заниматься спортом.

6. СВОИ ЛЮДИ В ШКОЛЕ

Может быть, есть старшие братья, сестры или соседи в старших классах? Существует вероятность того, что ребенок найдет свой новый дом быстрее и у него будет меньше проблем с акклиматизацией, если он встретит людей, которых он знает и любит.

7. КЛАССНЫЙ НОМЕР

Оптимальное количество детей в общественных классах не указано в правилах среднего образования. Есть только рекомендации того, что в I-III классах число учащихся должно быть не более 26 детей. Однако реалии разные. Школы, расположенные в районах с большим количеством детей (например, Каменная горка или Малиновка в Минске) и авторитетными учреждениями, обычно переполнены. Пребывание в них может быть трудным, особенно для застенчивых детей, тех, кто испытывает проблемы с концентрацией внимания и не любит шум. Вы также должны знать, что учителям многочисленных классов труднее подойти к каждому ученику индивидуально.

Тем не менее, большой класс также имеет свои преимущества. Очень важно, чтобы каждый ребенок мог найти там друга - в большой группе обязательно найдется хотя бы один сверстник со схожим нравом и схожими интересами.

8. ПЕРСОНАЛ

Спросите учителей об образовании, квалификации и профессиональном опыте в школе. Преимуществом школы является преподавательский состав, который постоянно учится и охотно проводит дополнительные занятия в соответствии со своей квалификацией (например, учитель после Академии художеств создает клуб живописи). Очень хорошо, когда психолог, педагог и логопед регулярно дежурят по школе. Также выясните, есть ли в школе собственная медсестра или даже педиатр.

9. КЛАССОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИГРА

Внешкольный клуб особенно важен, если ребенок проводит много времени в школе до и после школы. Посмотрите, как это организовано (в том же классе, в котором ребенок проводит уроки, или, может быть, в отдельной комнате), как оно оборудовано (есть ли в нем игры и книги), можно ли там делать домашнее задание и есть еду.

10. ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ

Ознакомьтесь с меню, узнайте, готовятся ли блюда на месте или есть кейтеринговая компания. Попросите обратную связь. Проверьте, в какое время дети обедают и есть ли у них время для этого.

11. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ, ФАКУЛЬТАТИВЫ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Если у вас есть маленький спортсмен, попробуйте выбрать ему школу, которая также фокусируется на физической активности, например, организует поход в бассейн, имеет свою футбольную команду и т. д. Или, возможно, ваш ребенок предпочитает общаться с культурой и будет чувствовать себя хорошо в начальной школе, которая часто организует Поездки в театр и кино и сотрудничество с актерами или танцорами? Конечно, в случае нескольких лет не следует принимать решения: «мы ориентируемся только на спорт» или «мы ориентируемся на театр». Это слишком рано. Маленький ребенок должен развиваться достаточно гармонично во всех направлениях. Однако хорошо, когда школа делает больший акцент на том, что особенно интересует вашего ребенка!


Ваша реакция?