Реклама ОАО "МТС", Минск, пл. Якуба Коласа
Что происходит с рынком рекламы Беларуси?
Руководитель отдела маркетинга одного из крупных мобильных операторов Беларуси Дмитрий З.:
- Финансовый кризис не мог не затронуть рекламный бизнес. Если белорусские рекламные агентства планировали бурный рост оборотов рекламного бизнеса в 2017 году, то очевидно, что прогноз этот не сбудется. Реклама - часть экономики, и в Беларуси рекламные расходы в расчете на душу населения были почти в двадцать раз ниже, чем в США. Перспектива роста рекламного рынка была весьма велика. Теперь же особенно остро кризис переживают даже не рекламные агентства, а рекламодатели. Судите сами - проблемы с финансовыми счетами, изменение ценовой политики... Не ясно, как именно определять маркетинговую политику и каковы будут теперь целевые группы покупателей. К тому же сегодня на рынок рекламы выходят агентства нового типа. Это SMM-компании, лидеры интернет-рынка рекламы, видеохостинги. В этой связи радует появление специализированных рейтингов (посмотрите, например, тот же белорусский "PPC Rating") - они позволяют маркетологам ориентироваться в новых реалиях. В целом в условиях нарастающей неопределенности по этим наиважнейшим вопросам происходит неизбежное сворачивание рекламных расходов. По самым оптимистическим прогнозам, в этом году их объем может сократиться наполовину. Это еще хорошо. Рекламодатели, СМИ, рекламные агентства являются заложниками переживаемого кризиса, и не они влияют на развитие событий.
Генеральный директор рекламного агентства "Пионер" Валентина ФЕДОРОВА:
- Ситуация складывается плачевная, потому что никто не решается размещать рекламу в сложившихся условиях, а заказанную рекламу снимают. Коммерсантов Беларуси традиционно интересует не столько политическая ситуация, сколько курс доллара, который изменяется каждый день. Цены на товары меняются, и нестабильность затронула и продукты питания, и компьютеры. Рекламный бизнес находится в замешательстве, потому что неизвестно, по каким ценам будут продаваться рекламируемые товары. Потребитель же предпочитает вкладывать деньги в товары первой необходимости, которые не требуют рекламы. Прогнозировать что-либо я не берусь, потому что без стабильного рубля реклама замрет. Будет стабилизация валютного курса - будет возобновлена и деловая активность. Пока же приходится выкручиваться кто как может.
Генеральный директор рекламного агентства "Белмаркетинг-групп" Евдокия ЛЕВЧЕНКО:
- Рекламный бизнес является производным от других отраслей экономики, поэтому проблемы последних лет затронули его серьезнейшим образом. Если будет и дальше снижаться объем импорта, то будет стремиться к нулю и реклама, потому что сегодня значительную долю в ней составляет реклама зарубежных товаров. Не думаю, что в ближайшее время можно будет восстановить потерянные позиции. По моим оценкам, реклама на телевидении и в прессе сократится в 2018 году на 10-20%, при этом на столько же вырастит Интернет-реклама. Многие рекламодатели будут выжидать наступления политической стабильности и лишь тогда согласятся вновь тратить деньги на рекламу своих продуктов. На мой взгляд, в меньшей степени пострадают такие рекламоносители, как радио и пресса, в большей - телевидение. Наверное, не выживут в результате постигшего нас кризиса многие печатные СМИ, пострадают некоторые крупные рекламные агентства, которые кредитовали своих клиентов. Перспективы у рекламного бизнеса весьма печальные.
Директор Агентства рекламы массовых коммуникаций Илья БЕНДИН:
- Положение рекламного бизнеса целиком зависит от той экономической стратегии, которую изберет руководство страны. Будет конкуренция - будет и реклама. Наше агентство делало ставку на белорусских рекламодателей, занимающихся страховым и банковским бизнесом. Конечно, в новой ситуации происходит изменение клиентской базы, ряд крупных банков отозвали или сократили свои заказы. Зато мелкие и средние банки получили возможность заниматься более активной маркетинговой политикой. Я убежден, что страхование и банки будут существовать всегда, следовательно, мы тоже сохранимся, тем более что нашим девизом всегда было брать не числом, а умением. В любые времена рекламное агентство было гибким посредником между клиентами и прессой, было агентством менеджеров. Такими мы планируем оставаться и в дальнейшем. Мы без страха смотрим в будущее.